Золотую медаль «За усердие» осиповичскому железнодорожнику вручал сам Николай ІІ

18.08.2013

Золотую медаль «За усердие» осиповичскому железнодорожнику вручал сам Николай ІІ


Для Осипович День железнодорожника — все равно, что День города. Недаром жители райцентра считают символом своего города памятник паровозу. Железная дорога в общем-то и стала причиной возникновения этого населенного пункта, хотя название он позаимствовал от близлежащей деревни.

Разросшийся после войны поселок железнодорожников поглотил ее, превратившись в достаточно крупный населенный пункт. И коренное население здесь именно железнодорожники, династии которых продолжаются аж с момента появления города – 1872 года. Семья Аллы и Петра Карытка не исключение. Общий стаж работы «на рельсах» в их роду составил уже более 300 лет!

«Основателем династии стал прадед моего мужа Григорий Яковлевич Хилькевич, который родился в 1859 году, — рассказывает инспектор отдела кадров Осиповичского вагонного депо Алла Карытка. – Сохранились сведения, что он в 1880-м поступил на службу и 45 лет проработал судоходным старшиной Бобруйской судоходной дистанции – так раньше называлось железнодорожное ведомство. И трудился, судя по заслугам, весьма прилежно. В 1913 году он удостоился золотой медали «За усердие», которую ему 6 декабря лично вручил российский император Николай ІІ. В том же году 21 февраля Григорию Хилькевичу была пожалована светло-бронзовая медаль в память 300-летия празднования дома Романовых. Еще одну такую же медаль он получил два года спустя «за труды по отличному выполнению всеобщей мобилизации в 1914-м году».

Семейное дело продолжили сын Хилькевича Михаил и дочь Мария (по мужу Гацулина). Мария вместе с мужем работала в локомотивном депо. В 1937 году ее супруг попал в жернова репрессий. Реабилитировали его лишь в 56-м — спустя почти 20 лет… Пошел по стопам отца Михаила Гацулина и его сын Борис, выучившийся на машиниста. А его сестра Валентина проработала в вагонном депо 51 год. В ее трудовой книжке значится всего одна-единственная запись. «А в 1983-м в вагонное депо пришел работать механиком и сын Валентины Петр, мой муж, — уточняет детали родословной Алла Карытка. — Сейчас он бригадир на участке отцепочного ремонта вагонов».

По образованию Алла Николаевна педагог, но после замужества стала задумываться: а не сменить ли профессию? Когда дети подросли, рискнула попробовать себя на новом поприще. И – влюбилась в железную дорогу! Сначала работала бригадиром, потом секретарем, сейчас «доросла» до инспектора по кадрам. В семье, где столько железнодорожников, даже дома все разговоры — только о работе. Дети поначалу не понимали родителей: и что они такого нашли в этой «чыгунке»?

«Андрей, наш сын, даже упрекал: вам что, больше и поговорить не о чем?! — улыбается Алла Николаевна. – А когда закончил школу, пошел работать … в вагонное депо. Потом поступил в Гомельский железнодорожный университет на заочное отделение и одновременно с ним закончил курсы помощников машиниста при гомельской дортехшколе. Сейчас он хотя и дипломированный инженер, но работает машинистом тепловозов. Такая уж у нас традиция – пройти все ступеньки карьерной лестницы».

В прошлом году Андрей Карытка победил в конкурсе «Лучший по профессии среди машинистов тепловозов». Его портрет сегодня на Доске почета Могилевского отделения Белорусской железной дороги. Для семьи это — повод для гордости. А сын, в свою очередь, гордится родителями. Ведь и их работа не раз отмечалась Почетными грамотами и благодарностями от руководства Белорусской железной дороги и Могилевского отделения «чыгунки».

В прошлом году в Гомеле проходила презентация книги «История Белоруской железной дороги». Приглашение на торжество получила и семья Карытка. В книге есть упоминание об их роде, связавшем себя с железной дорогой крепкими узами. Алла Николаевна вспоминает, насколько теплой и по-семейному уютной была атмосфера на празднике. Особенно, говорит, запомнился момент, когда она вместе с мужем и сыном «презентовала» свою семейную династию. Чувство гордости за то, что в роду есть такие предки, не покидало ни на секунду. Ведь не всякая семья может похвастаться тем, что ее представители получали награды из рук самого царя!

На ежегодные праздники династий получают приглашения многие из работников Осиповичского железнодорожного узла. И семья Карытка старается не пропускать эти встречи. Правда, если раньше вместе с сыном и невесткой на них ездила и Валентина Карытка, то теперь бабушку сменил внук Андрей. Эти встречи — хороший повод не только отдохнуть, но и узнать, как работается коллегам, завести новых знакомых. Ведь белорусских железнодорожников объединяет многое, но прежде всего – искренняя любовь к своей профессии.

«Я и сама не знаю, за что она мне нравится, — пожимает плечами Алла Николаевна. – Это как в той пословице: «На одном месте и камень прирастает». Вот сын поначалу удивлялся, что для нас с отцом работа так много значит. А сейчас и сам только о ней и говорит. У него дочурка подрастает, тоже начинает уже интересоваться «чыгункой». Ей еще 2,5 годика, а уже гордится своим папой, говорит, что он лучший в стране машинист. Дети даже завидуют ей немножко. И мечтают, когда вырастут, пойти работать на железную дорогу».

Источник - ”Могилевская правда”

Обратная связь