Организация в учреждении оздоровительно-восстановительных мероприятий для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
«В сущности успех или неудача в жизни больного с физическим недостатком определяется не столько степенью его физического недостатка, сколько степенью развития и использования тех способностей и ценных качеств, которыми он обладает»
Э. Карлсон
Оздоровительно-восстановительные мероприятия для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата являются ступенькой в формировании социально полезного человека в обществе.
Одной из многих задач реабилитации детей с физическими нарушениями является помощь больному ребенку в осознании его потенциальных возможностей с точки зрения физического, умственного и эмоционально-волевого состояния, а также претворение в жизнь этих возможностей.
В учреждении созданы все условия для воспитания и развития тех качеств, которые необходимы человеку в борьбе с его заболеванием и с теми многочисленными трудностями, с которыми встречается больной ребенок на каждом этапе своей жизни. Возможность сочетания образовательного процесса и оздоровительно-восстановительных мероприятий, возможность проведения своевременной целенаправленной профессиональной ориентации и консультации, а следовательно, и рационального трудоустройства в дальнейшем, создают условия для успешной интеграции и социализации детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в общество.
Основной контингент учащихся в школе—это дети с комбинированными нарушениями, из них:
ДЦП ;
миопатия ;
артрогрипоз ;
множественные врожденные пороки развития (МВПР) ;
врожденный вывих тазобедренного сустава ;
последствия травматического поражения головного и спинного мозгов ;
хондродистрофия ;
ЮРА .
Медицинский коллектив учреждения ведет целенаправленную работу по достижению максимально высоких результатов в восстановлении нарушенных функций у детей путем использования старых методик лечения и применения новых (БОС-методика, костюм Адели), укрепления здоровья воспитанников, а так же формирование предпосылок здорового образа жизни.
Эффективность достигается соблюдением двух условий:
во-первых, проведение медикаментозной терапии, направленной на стимуляцию процессов восстановления нервных волокон, подавления патологической активности структур мозга, усиление активности компенсаторных процессов в нервной системе, в сочетании с другими видами восстановительного лечения;
во-вторых, восстановление двигательных функций проводится на фоне постоянной и систематической работы по коррекции психических и речевых функций.
Основными компонентами комплексных мероприятий являются: двигательный режим, лечебная физическая культура, медикаментозное лечение, ортопедический режим и протезирование, массаж, гидромассаж, гидрокинезотерапия, физиолечение, оздоровление организма с помощью кислородного коктейля. Воздействие кислородного коктейля на растущий организм только положительное:
- укрепление иммунитета;
- улучшение мозгового кровообращения;
- устойчивость к физическим нагрузкам;
- вывод накопленных вредных веществ из организма;
- отличная память и успеваемость;
- крепкий здоровый сон.
Кислородный напиток снимает физическую и умственную усталость, повышает иммунные силы, улучшает состояние нервной системы. Курсы приема коктейлей с кислородом в учреждении направлены на снижение заболеваемости простудными заболеваниями.
Употрeбление обогащенных кислородом напитков:
- способствует снижению умственной или физической усталости;
- уменьшает заболеваемость простудами и вирусными инфекциями;
- положительно сказывается на нервной системе детей;
- нормализует работу внутренних органов;
- ускоряет выведение токсических веществ;
- компенсирует вред, который приносит длительное пребывание в помещениях с плохим доступом кислорода;
- помогает быстрее восстановиться после заболевания или лечения в больнице.
Исходя из общей оценки соматического состояния ребенка, его двигательных возможностей, особенностей поведения и интеллекта, намечается основной план комплексного лечения и последовательность включения отдельных его видов. На каждого воспитанника составляется индивидуальный план.
Ведущим и связующим звеном в лечении детей с нарушениями функций ОДА является ЛФК, основной целью которой является предельно возможная нормализация всех сенсорно-моторных функций ребенка и приближение их к физиологической норме путем выработки новых связей и двигательной деятельности. На занятиях используются вспомогательные средства и инвентарь: мячи, гимнастические палки, скамейки, различные тренажеры (батуты, беговая дорожка, велотренажеры, костюмы Адели), мягкие формы и др.
Для медицинской реабилитации развернуты следующие функциональные кабинеты: зал для групповых занятий по лечебной гимнастике, кабинет аппаратной физиотерапии, 2 кабинета индивидуальной лечебной гимнастики, кабинет массажа и гидрокинезотерапии с ванной гидромассажа, кабинет БОС - лечение по методике биологически обратной связи, стоматологический кабинет, лаборатория, гипсово-ортопедический кабинет, процедурный кабинет и кабинет амбулаторного приема, аптека.
Воспитанники консультируются и при необходимости оперируются на базе республиканского научно-практического центра травматологии и ортопедии, протезирование (заказ обуви) проводится на республиканском унитарном предприятии «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр» г. Минска.