ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПРОЕКТА «РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КАТАЛОГ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С РОДИТЕЛЯМИ В РАМКАХ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ПРОЕКТА «РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (на сайте https://roduniversitet.bspu.by)
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПРОЕКТА «РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КАТАЛОГ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С РОДИТЕЛЯМИ В РАМКАХ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ПРОЕКТА «РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (на сайте https://roduniversitet.bspu.by)
УТВЕРЖДАЮ
Директор Осиповичской
специальной школы-интерната
_________ Л.А. Гормаш
«____»_________2024
ПОЛОЖЕНИЕ
о родительском университете государственного учреждения образования «Осиповичская специальная школа-интернат»
1.1. Настоящее Положение разработано на основании инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году» и определяет условия, порядок организации, направления деятельности, структуру родительского университета.
1.2. Родительский университет создан для развития взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы.
1.3. Родительский университет осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь и настоящим Положением.
1.4. Создание родительского университета не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида учреждения образования, в его Уставе не фиксируется.
1.5. Работу родительского университета организует директор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, классные руководители, педагог социальный привлекая ресурсы (кадровые и информационные) района.
1.6. Общую координацию деятельности родительского университета осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе, либо в случае его отсутствия директор учреждения образования.
2.1. Целью создания родительского университета является:
повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.
2.2. Задачи:
2.3. Основные направления деятельности родительского университета:
2.4. Три ступени в реализации родительского университета
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» (для родителей учащихся I-IV(V) классов), II и III ступень «Мой ребенок – подросток», «Мой ребенок – старшеклассник» (для родителей учащихся V-XI классов).
2.5. Формы проведения занятий
3.1. Условия создания родительского университета:
3.2. Координатор родительского университета:
4.1. Структуру родительского университета определяет директор учреждения образования.
4.2. Родительский университет может использовать в работе следующие помещения, необходимые для обеспечения его деятельности – учебные кабинеты, компьютерный класс, библиотеку и др.
4.3. Классные руководители организовывают мероприятия родительского университета в рамках часов организационно-воспитательной работы.
В родительском университете предусмотрено наличие следующих документов:
6.1. В настоящее Положение могут быть внесены необходимые изменения и (или) дополнения в установленном законодательством порядке.
УТВЕРЖДАЮ
Директор Осиповичской
специальной школы-интерната
____________ Л.А.Гормаш
«_____» __________ 2024
Тематический план родительских собраний в рамках реализации проекта «Родительский университет»:
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» (для родителей учащихся I-IV(V) классов),
II и III ступень «Мой ребенок – подросток», «Мой ребенок – старшеклассник» (для родителей учащихся V-XI классов)
Сроки проведения |
Название темы |
|||||||
Рассматриваемые вопросы, ответственные |
В рамках родительского университета |
Форма проведения |
||||||
I ступень |
II ступень |
|||||||
Сентябрь |
Тема: Особенности организации образовательного процесса в учреждении образования в 2024/2025 учебном году |
|||||||
|
1. Основные направления деятельности в учреждении образования в 2024/2025 учебном году и пути их реализации (отв. Гормаш Л.А.). 2. О соблюдении учащимися правил внутреннего распорядка, требований безопасности во время образовательного процесса, занятость учащихся в объединениях по интересам (отв. Барковская Л.К.). 3. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма (отв. Карасик Л.А.).
4. Об организации воспитательной работы в учреждении образования (отв. Бартош И.И.). 5. О половой неприкосновенности несо-вершеннолетних (отв. Шкурина А.В.). 6. Родительские собрания по классам ( в рамках родительского университета) |
1. Как родители могут помочь ребенку учиться? (отв. Кузнецова О.Г.). 2. Значение школьной отметки в жизни ребенка (отв. Кузнецова О.Г., Казак Н.Г.). 3. Разное
|
1. Портрет современ-ного подростка (отв. Симанович Е.В., Казак Н.Г., Шкурина А.В.). 2. Организация внеу-рочной деятельности (дополнительное об-разование) – возмо-жность контроля сво-бодного времени обу-чающихся (отв. Си-манович Е.В.). 3. Организация совме-стной деятельности родителей и детей в школе. Разное (отв. Симанович Е.В.)
|
Лекция/ семинар- практикум |
||||
Октябрь |
Тема: Проблема адаптации вновь прибывших и обучающихся первой и второй ступени в учреждении образования |
|||||||
|
1. Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе (отв. Шкурина А.В., Казак Н.Г.). 2. Семья, как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи (отв. Лесковец Н.И., с участием настоятеля Свято-Введенского храма, протоиерея Василия Белоуса). 3. Безопасное поведение учащихся в период осенних каникул (отв. Карасик Л.А.). 5. Родительские собрания по классам ( в рамках родительского университета) |
1. Адаптация обучающи-хся в 1- м классе (отв. Кузнецова О.Г., Казак Н.Г. ). 2. Возрастные психофи-зиологические особенно-сти обучающихся I сту-пени образования (отв. Кузнецова О.Г., Казак Н.Г.). 3. Разное |
1. Адаптация ребенка в новом коллективе (отв. Симанович Е.В., Казак Н.Г.). 2. Ответственность родителей за недос-таточный контроль над времяпрепровож-дением несовершен-нолетних (отв. Симанович Е.В., Шкурина А.В.). 4. Организация сов-местной деятельности родителей и детей в школе. Разное (отв. Симанович Е.В.)
|
Круглый стол/ диалог |
||||
Декабрь |
Тема: Формирование здорового образа жизни, культуры безопасности жизнедеятельности учащихся |
|||||||
|
1. Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа учреждения образования как важный компонент здорового образа жизни (отв. Назарович М.В.). 2. Профилактика суицидального поведе-ния учащихся. Организация обучения родителей и законных представителей учащихся распознаванию симптомов суицидального поведения у детей (отв. Казак Н.Г.). 3. «Как уберечь ребенка от зависимостей? Наркотики: как от них уберечься?» Проблема современного мира (отв. Лесковец Н.И.). 4. «Безопасность каждый день!» Обеспечение безопасности жизне-деятельности несовершеннолетних в каникулярное время (отв. Глинник Н.Л.). 5. Родительские собрания по классам ( в рамках родительского университета) |
1. Режим дня школь-ника, главные правила здорового образа жиз- ни (отв. Кузнецова О.Г., Гидринович Л.Г.). 2. Ребенок и компью-тер (Кузнецова О.Г., Гидринович Л.Г.). 3. Разное
|
1. Формирование здо-рового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять (отв. Симанович Е.В., Архипенко Л.И.). 2 «Как уберечь ребенка от насилия?» (отв. Симанович Е.В., Шкурина А.В.). 3. Организация совме-стной деятельности ро-дителей и детей в школе. Разное (отв. Симанович Е.В.).
|
Беседа/ дискуссия |
||||
Март |
Тема: Роль семьи в формировании навыков безопасного поведения ребенка |
|||||||
|
1. Воспитание у подростка духовно-нравственных качеств личности и ответственности за свои дела и поступки (Черёпко Е.В.). 2. Современный облик пионерской организации (Бартош И.И.). 3. Вредные привычки и как им про-тивостоять. Роль семьи в профилактике алкогольной, наркотической, табачной, в том числе электронных систем, зависимостей (отв. Подберёзная И.Н.). Безопасность в сети интернет. Профи- лактика киберпреступлений, незаконного оборота средств платежа и преступлений против половой неприкосновенности в сфере информационно-коммуникацион-ных технологий, повышение цифровой грамотности участников образователь-ного процесса (отв. Жаврид О.Э.). Безопасное поведение учащихся в ка-никулярный период (отв. Бохонок Т.В.). Родительские собрания по классам (в рамках родительского университета) |
1. Влияние семьи на эмоциональное состоя-ние ребенка (отв. Куз-нецова О.Г., Казак Н.Г.). 2. О праве ребёнка на защиту от любой формы насилия (отв. Кузнецова О.Г., Шкурина А.В.). 3. Разное |
1. Правила поведения с подростками: особенно-сти переходного возрас-та (отв. Симанович Е.В., Казак Н.Г.). 2. Роль семьи в подго-товке старшеклассни-ков к будущей семей-ной жизни и в форми-ровании репродуктив-ного здоровья юношей и девушек (отв. Сима- нович Е.В., Архипенко Е.И.). 3. 1. Организация сов-местной деятельности родителей и детей в школе. Разное (отв. Симанович Е.В.). |
|
||||
Май |
Тема: Безопасность детей – общая забота взрослых. Безопасное лето |
|||||||
|
1. Роль родителей в обеспечении безопасности учащихся. Профилактика правонарушений, противоправного пове-дения и преступлений среди детей и подростков в летний период (отв. Шкурина А.В.). 2. Организация оздоровления и занятости несовершеннолетних в летний период (отв. Барковская Л.К.). 3. Соблюдение мер безопасности в летний период (отв. Федоринчик О.А.). 4. Родительские собрания по классам (в рамках родительского университета)
|
1. Роль семьи в тру-довом воспитании не-совершеннолетних и сохранении любви к книге при информа-ционной перегрузке в современном мире (отв. Кузнецова О.Г.). 2. Положительные эмоции в жизни шко-льника (отв. Кузне-цова О.Г., Казак Н.Г.). 3. Разное |
1. Культура поведения в конфликтных ситуа-циях (отв. Симанович Е.В., Казак Н.Г.). 2. Меры наказания и поощрения в совре-менной семье (отв. Симанович Е.В.). 3. Профессиональное самоопределение. Реко-мендации обучающи-мся в период подгото-вки к экзаменам (отв. Симанович Е.В., Казак Н.Г., Шкурина А.В.). 4. Организация совме-стной деятельности ро-дителей и детей в школе. Разное (отв. Симанович Е.В.). |
|
|
Тема встречи |
Ответственные |
18.09 |
«Как организовать свободное время ребенка?» |
Шкурина А.В., педагог социальный |
23.09 |
Памятка для родителей « Сохранение половой неприкосновенности» |
Шкурина А.В., педагог социальный |
07.11 |
«Учитесь слушать своих детей. Профилактика конфликтов» |
Шкурина А.В., педагог социальный |
11.11 |
« Как уберечь ребенка от наркотиков?» |
Шкурина А.В., педагог социальный |
11.11 |
«Наркотики - дорога в никуда, здоровье уходит от вас навсегда. Профилактика употребления ПАВ» |
Шкурина А.В., педагог социальный |
18.11 |
«Безопасный Интернет».Советы родителям |
Шкурина А.В., педагог социальный |
21.11 |
« Профилактика насилия в семье» |
Шкурина А.В., педагог социальный |
04.12 |
«Профилактика употребления ПАВ среди подростков» |
Шкурина А.В., педагог социальный |
17.12 |
«Трудный подросток. Советы родителям» |
Шкурина А.В., педагог социальный |
20.01 |
«Безопасное поведение и наше здоровье» |
Шкурина А.В., педагог социальный |
16.01 |
«Научите детей видеть ложь» |
Шкурина А.В., педагог социальный |
18.02 |
«Игровые зависимости. Причины возникновения и формы проявления компьютерной зависимости». |
Шкурина А.В., педагог социальный |
17.04 |
« Грубость и непонимание в семье» |
Шкурина А.В., педагог социальный |
24.04 |
«Как защитить ребенка от сексуальных преступлений» |
Шкурина А.В., педагог социальный |
|
Дата |
Тема встречи |
Ответственные |
06.09 |
«Адаптация учащихся 1 класса к обучению в школе» |
Казак Н.Г., педагог-психолог |
04.10 |
«Что нужно знать родителям о суициде» |
Казак Н.Г., педагог-психолог |
08.11 |
«Как защитить ребенка» (половая неприкосновенность) |
Казак Н.Г., педагог-психолог |
13.12 |
«Профилактика компьютерной зависимости» |
Казак Н.Г., педагог-психолог |
10.01 |
«Как повысить самооценку ребенку» |
Казак Н.Г., педагог-психолог |
07.02 |
«Как можно распознать, что подросток начал употреблять наркотики» |
Казак Н.Г., педагог-психолог |
12.03 |
«Насилие не должно быть частью нашей жизни» |
Казак Н.Г., педагог-психолог |
11.04 |
«Ребенок в кризисной ситуации» |
Казак Н.Г., педагог-психолог |
16.05 |
«Ребенок уходит из дома» |
Казак Н.Г., педагог-психолог |
Месяц |
Название темы |
Ответственные |
Октябрь -Ноябрь |
Вайбер-рассылка «Родители, позаботьтесь о безопасности своего ребенка!» |
Симанович Е.В., воспитатель. Кузнецова О.Г., учитель |
Вайбер-рассылка «Безопасность школьника в период каникул» |
Симанович Е.В., воспитатель. Кузнецова О.Г., учитель |
|
Декабрь
|
Вайбер-рассылка «Техника безопасности в Новый год» |
Симанович Е.В., воспитатель. Кузнецова О.Г., учитель |
Вайбер-рассылка «Безопасный Новый Год» |
||
Январь
|
Вайбер-рассылка «Родители! А чем занимается ваш ребенок?» |
Симанович Е.В., воспитатель. Кузнецова О.Г., учитель |
«Вредные привычки у подростков» |
||
Февраль |
Вайбер-рассылка «Административная ответственность несовершеннолетних». «Уголовный кодекс Республики Беларусь». |
Симанович Е.В., воспитатель. Кузнецова О.Г., учитель |
Март
|
Вайбер-рассылка «Советы родителям. Внушите своим детям 6 «нет» |
Симанович Е.В., воспитатель. Кузнецова О.Г., учитель |
Март |
Вайбер-рассылка «Памятка о правилах безопасности во время весенних каникул» |
Симанович Е.В., воспитатель. Кузнецова О.Г., учитель |
«Весенние каникулы» |
||
Апрель
|
Вайбер-рассылка «Что такое жестокое обращение с детьми?» |
Симанович Е.В., воспитатель. |
Апрель |
Вайбер-рассылка Памятка «Безопасного путешествия в сети!» |
Симанович Е.В., воспитатель. Кузнецова О.Г., учитель |
«Защитим детей от вредной информации» |
||
Апрель |
Вайбер-рассылка «Какие признаки в поведении ребенка, помогут понять о намерении совершить суицид?» |
Симанович Е.В., воспитатель. Кузнецова О.Г., учитель |
Май |
Вайбер-рассылка «Уберечь ребенка от беды» |
Симанович Е.В., воспитатель. Кузнецова О.Г., учитель |
«Памятка для родителей о безопасности детей в летний период» |