Вторник, 29 апреля 2025

Родительский университет

Положение о родительском университете

03.12.2024

УТВЕРЖДАЮ

Директор  Осиповичской

специальной школы-интерната

_________ Л.А. Гормаш

«____»_________2024  

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о родительском университете государственного учреждения образования «Осиповичская специальная школа-интернат»

 

  1. Общие положения 

1.1. Настоящее Положение разработано на основании инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году» и определяет условия, порядок организации, направления деятельности, структуру родительского университета.

1.2. Родительский университет создан для развития взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы.

1.3. Родительский университет осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь и настоящим Положением.

1.4. Создание родительского университета не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида учреждения образования, в его Уставе не фиксируется.

1.5. Работу  родительского университета организует директор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, классные руководители, педагог социальный привлекая ресурсы (кадровые и информационные) района.

1.6. Общую координацию деятельности родительского университета осуществляет  заместитель директора по учебно-воспитательной работе, либо в случае его отсутствия директор учреждения образования. 

  1. Цели, задачи и направления деятельности, ступени реализации и формы проведения занятий 

2.1. Целью создания родительского университета является:

повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.  

2.2. Задачи:

  • формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
  • формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
  • обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
  • организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.

2.3. Основные направления деятельности родительского университета:

  • организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания: (о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи; о методах и формах воспитания, обучения ребенка; о путях развития образования, школы).
  • консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам;
  • научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
  • расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом;
  • организация и осуществление выставочной деятельности по пропаганде эффективных технологий воспитания;
  • построение системы распространения эффективного педагогического опыта;
  • трансляция деятельности родительского университета на сайте учреждения;
  • взаимодействие с другими родительскими университетами.

2.4. Три ступени в реализации родительского университета

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» (для родителей учащихся I-IV(V) классов), II и III ступень «Мой ребенок – подросток», «Мой ребенок – старшеклассник» (для родителей учащихся V-XI классов). 

2.5. Формы проведения занятий

  • традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
  • дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).
  1. Условия, порядок создания и управление родительским университетом

3.1. Условия создания родительского университета:

  • создается на базе государственного учреждения образования «Осиповичская специальная школа-интернат»;
  • создается  на основании  приказа директора школы и настоящего Положения;
  • координирует деятельность родительского университета заместитель директора по учебно-воспитательной работе, в случае его отсутствия директор учреждения образования;
  • реализуется в школе с законными представителями учащихся;
  • за реализацию родительского университета в каждом классе отвечает классный руководитель;
  • занятия проводятся один раз в четверть;
  • родительский университет может реализовываться в очной и в дистанционной форме, в случае ухудшения эпидемиологической ситуации только в дистанционной форме;
  • на школьном интернет – сайте создается раздел (подраздел) «Родительский университет»;
  • педагог социальный назначается ответственным за размещение тематической информации в рамках родительского университета на официальном интернет сайте школы в подразделе «Родительский университет».

3.2. Координатор родительского университета:

  • несет ответственность за эффективность деятельности родительского университета;
  • координирует деятельность родительского университета;
  • осуществляет взаимодействие с классными руководителями, педагогом социальным;
  • подписывает все документы, касающиеся деятельности родительского университета, в пределах своей компетенции;
  • ведет в установленном порядке делопроизводство, при необходимости составляет отчетную документацию и представляет по запросу соответствующих государственных органов сведения о реализации мероприятий родительского университета.
    • Родительский университет самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития.
    • Деятельность родительского университета осуществляется в соответствии с данным Положением и планом работы родительского университета.
    • В конце учебного года координатор может предоставить педагогическому коллективу, учебно-методическим формированиям информацию об эффективности, результативности реализации мероприятий плана родительского университета.
    • Основанием для начала и прекращения деятельности родительского университета являются методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь об организации социальной, воспитательной и идеологической работе, либо иной нормативный правовой документ Министерства образования Республики Беларусь.
  1. Структура родительского университета

4.1.   Структуру родительского университета определяет директор учреждения образования.

4.2.   Родительский университет может использовать в работе следующие помещения, необходимые для обеспечения его деятельности –  учебные кабинеты, компьютерный класс, библиотеку и др.

4.3.   Классные руководители организовывают мероприятия родительского университета в рамках часов организационно-воспитательной работы. 

  1. Документация родительского университета

В родительском университете предусмотрено наличие следующих документов:

  • копия приказа об организации Родительского университета;
  • положение о родительском университете;
  • план работы родительского университета на учебный год;
  • методические материалы, проекты, разработки, фотоотчеты и другие материалы, создаваемые в рамках работы родительского университета (размещаются на сайте учреждения образования, хранятся в электронном варианте).
  1. Порядок внесения изменений и (или) дополнений в Положение

6.1. В настоящее Положение могут быть внесены необходимые изменения и (или) дополнения в установленном законодательством порядке.

 

свернуть

Тематический план родительских собраний в рамках реализации проекта «Родительский университет»

03.12.2024

УТВЕРЖДАЮ

Директор Осиповичской

специальной школы-интерната

____________ Л.А.Гормаш

«­­­­_____» __________ 2024

 

 

Тематический план  родительских собраний в рамках реализации проекта «Родительский университет»:

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» (для родителей учащихся I-IV(V) классов),

II и III ступень «Мой ребенок – подросток», «Мой ребенок – старшеклассник» (для родителей учащихся V-XI классов)

Сроки

проведения

Название темы

Рассматриваемые вопросы, ответственные

 В рамках родительского университета

Форма проведения

I  ступень

II ступень

Сентябрь

Тема: Особенности организации образовательного процесса в учреждении образования

в 2024/2025 учебном году

 

1.  Основные направления деятельности в учреждении образования в 2024/2025 учебном году и пути их реализации (отв. Гормаш Л.А.).

2.  О соблюдении учащимися правил внутреннего распорядка, требований безопасности во время образовательного процесса, занятость учащихся в объединениях по интересам (отв. Барковская Л.К.).

3.  Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

(отв. Карасик Л.А.).

 

4.  Об организации воспитательной работы в учреждении образования (отв. Бартош И.И.).

5.  О половой неприкосновенности несо-вершеннолетних (отв. Шкурина А.В.).

6.   Родительские собрания по классам

( в рамках родительского университета)

1. Как родители могут помочь ребенку учиться? (отв. Кузнецова О.Г.).

2. Значение школьной  отметки в жизни ребенка

(отв. Кузнецова О.Г., Казак Н.Г.).

3. Разное

 

 

 

 

 

 

 

1.  Портрет современ-ного подростка (отв. Симанович Е.В., Казак Н.Г., Шкурина А.В.).

2.  Организация внеу-рочной деятельности (дополнительное об-разование) – возмо-жность контроля сво-бодного времени обу-чающихся (отв. Си-манович Е.В.).

3.  Организация совме-стной деятельности родителей  и детей в школе. Разное (отв. Симанович Е.В.)

 

Лекция/

семинар-

практикум

Октябрь

Тема: Проблема адаптации вновь прибывших  и обучающихся первой и второй ступени

в  учреждении образования

 

1.  Физиологическая, психологическая и социальная адаптация  обучающихся к школе  (отв. Шкурина А.В., Казак Н.Г.).

2.  Семья, как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи (отв.  Лесковец Н.И., с участием настоятеля Свято-Введенского храма, протоиерея Василия Белоуса).

3.  Безопасное поведение учащихся в период осенних каникул (отв. Карасик Л.А.).

5. Родительские собрания по классам

( в рамках родительского университета)

1. Адаптация обучающи-хся в 1- м классе

(отв.  Кузнецова О.Г., Казак Н.Г. ).

2. Возрастные психофи-зиологические особенно-сти обучающихся  I  сту-пени образования

(отв.  Кузнецова О.Г., Казак Н.Г.).

3. Разное

1.  Адаптация ребенка в новом коллективе

(отв. Симанович Е.В., Казак Н.Г.).

2.  Ответственность родителей за недос-таточный контроль над времяпрепровож-дением несовершен-нолетних

(отв. Симанович Е.В., Шкурина А.В.).

4.   Организация сов-местной деятельности родителей  и детей в школе. Разное (отв. Симанович Е.В.)

 

 

 

 

 

Круглый стол/  диалог

Декабрь

Тема: Формирование здорового образа жизни, культуры безопасности жизнедеятельности учащихся

 

1.  Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа учреждения образования как важный компонент здорового образа жизни

(отв. Назарович М.В.).

2.  Профилактика суицидального поведе-ния учащихся. Организация обучения родителей и законных представителей учащихся распознаванию симптомов суицидального поведения у детей

(отв. Казак Н.Г.).

3.  «Как уберечь ребенка от зависимостей? Наркотики: как от них уберечься?» Проблема современного мира

(отв. Лесковец Н.И.).

4.   «Безопасность каждый день!» Обеспечение безопасности жизне-деятельности несовершеннолетних в каникулярное время (отв. Глинник Н.Л.).

5.  Родительские собрания по классам

( в рамках родительского университета)

1.  Режим дня школь-ника, главные правила здорового образа жиз-

ни  (отв. Кузнецова О.Г., Гидринович Л.Г.).

2.  Ребенок и компью-тер (Кузнецова О.Г., Гидринович Л.Г.).

3.  Разное

 

 

1.  Формирование здо-рового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять (отв. Симанович Е.В., Архипенко Л.И.).

2 «Как уберечь ребенка от насилия?»

(отв. Симанович Е.В., Шкурина А.В.).

3. Организация совме-стной деятельности ро-дителей  и детей в школе. Разное (отв. Симанович Е.В.).

 

Беседа/

дискуссия

Март

Тема: Роль семьи в формировании навыков безопасного поведения ребенка

 

1.   Воспитание у подростка духовно-нравственных качеств личности и ответственности за свои дела и поступки (Черёпко Е.В.).

2.   Современный облик пионерской организации (Бартош И.И.).

3.   Вредные привычки и как им про-тивостоять. Роль семьи в профилактике алкогольной, наркотической,  табачной, в том числе электронных систем, зависимостей (отв. Подберёзная И.Н.).

Безопасность в сети интернет. Профи- лактика киберпреступлений, незаконного оборота средств платежа и преступлений против половой неприкосновенности в сфере информационно-коммуникацион-ных технологий, повышение цифровой грамотности участников образователь-ного процесса (отв. Жаврид О.Э.).

Безопасное поведение учащихся в ка-никулярный период (отв. Бохонок Т.В.).

Родительские собрания по классам

(в рамках родительского университета)

1.  Влияние семьи на эмоциональное состоя-ние ребенка (отв. Куз-нецова О.Г., Казак Н.Г.).

2.   О праве ребёнка на защиту от любой формы насилия

(отв. Кузнецова О.Г., Шкурина А.В.).

3.  Разное

1.   Правила поведения с подростками: особенно-сти переходного возрас-та (отв. Симанович Е.В., Казак Н.Г.). 

2.  Роль семьи  в  подго-товке старшеклассни-ков к будущей семей-ной жизни и в форми-ровании репродуктив-ного здоровья  юношей и девушек (отв. Сима- нович Е.В., Архипенко

Е.И.).

3. 1.  Организация сов-местной деятельности родителей  и детей в школе. Разное (отв. Симанович Е.В.).

 

Май

Тема: Безопасность детей – общая забота взрослых. Безопасное лето

 

1.  Роль родителей в обеспечении безопасности учащихся. Профилактика правонарушений, противоправного пове-дения и преступлений среди детей и подростков в летний период

(отв. Шкурина А.В.).

2.  Организация оздоровления и занятости несовершеннолетних в летний период (отв. Барковская Л.К.).  

3.  Соблюдение мер безопасности в летний период (отв. Федоринчик О.А.).

4.  Родительские собрания по классам

(в рамках родительского университета)

 

1.     Роль семьи    в тру-довом воспитании не-совершеннолетних и сохранении любви к книге при информа-ционной перегрузке в современном мире (отв. Кузнецова О.Г.).

2.     Положительные эмоции в жизни шко-льника (отв. Кузне-цова О.Г., Казак Н.Г.).

3.     Разное

1.  Культура поведения в конфликтных ситуа-циях (отв. Симанович Е.В., Казак Н.Г.).

2.  Меры наказания и поощрения в совре-менной семье

(отв. Симанович Е.В.).

3.  Профессиональное самоопределение. Реко-мендации обучающи-мся в период подгото-вки к экзаменам (отв. Симанович Е.В., Казак Н.Г., Шкурина А.В.).

4.  Организация совме-стной деятельности ро-дителей  и детей в школе. Разное (отв. Симанович Е.В.).

 

свернуть

Тематический план консультаций педагога социального, педагога-психолога с родителями на 2024-2025 учебный год

03.12.2024

 

Тема встречи

Ответственные

18.09

«Как организовать свободное время ребенка?»

Шкурина А.В., педагог социальный

23.09

Памятка для родителей « Сохранение половой неприкосновенности»

Шкурина А.В., педагог социальный

07.11

«Учитесь слушать своих детей. Профилактика конфликтов»

Шкурина А.В., педагог социальный

11.11

« Как уберечь ребенка от наркотиков?»

Шкурина А.В., педагог социальный

11.11

«Наркотики - дорога в никуда, здоровье уходит от вас навсегда.  Профилактика употребления ПАВ»

Шкурина А.В., педагог социальный

18.11

«Безопасный  Интернет».Советы родителям

Шкурина А.В., педагог социальный

21.11

« Профилактика насилия в семье»

Шкурина А.В., педагог социальный

04.12

«Профилактика употребления ПАВ среди подростков»

Шкурина А.В., педагог социальный

17.12

«Трудный подросток. Советы родителям»

Шкурина А.В., педагог социальный

20.01

«Безопасное поведение и наше здоровье»

Шкурина А.В., педагог социальный

16.01

«Научите детей видеть ложь»

Шкурина А.В., педагог социальный

18.02

«Игровые зависимости. Причины возникновения и формы проявления компьютерной зависимости».

Шкурина А.В., педагог социальный

17.04

« Грубость и непонимание в семье»

Шкурина А.В., педагог социальный

24.04

«Как защитить ребенка от сексуальных преступлений»

Шкурина А.В., педагог социальный

 

 

 

 

Дата

Тема встречи

Ответственные

06.09

«Адаптация учащихся  1 класса  к обучению в школе»

Казак Н.Г.,

педагог-психолог

04.10

«Что нужно знать родителям о суициде»

Казак Н.Г.,

педагог-психолог

08.11

«Как защитить ребенка»

(половая неприкосновенность)

Казак Н.Г.,

педагог-психолог

13.12

«Профилактика компьютерной зависимости»

Казак Н.Г.,

педагог-психолог

10.01

«Как повысить самооценку ребенку»

Казак Н.Г.,

педагог-психолог

07.02

«Как можно распознать, что подросток начал употреблять наркотики»

Казак Н.Г.,

педагог-психолог

12.03

«Насилие не должно быть частью нашей жизни»

Казак Н.Г.,

педагог-психолог

11.04

«Ребенок в кризисной ситуации»

Казак Н.Г.,

педагог-психолог

16.05

«Ребенок уходит из дома»

Казак Н.Г.,

педагог-психолог

свернуть

План тематических вайбер-рассылок на 2024-2025 учебный год

03.12.2024

Месяц

Название темы

Ответственные

 

 

Октябрь -Ноябрь

Вайбер-рассылка

«Родители, позаботьтесь о безопасности своего ребенка!»

Симанович Е.В., воспитатель.

Кузнецова О.Г.,

учитель

Вайбер-рассылка

«Безопасность школьника  в период  каникул»

Симанович Е.В., воспитатель.

Кузнецова О.Г.,

учитель

 Декабрь

 

Вайбер-рассылка

«Техника безопасности  в Новый год»  

Симанович Е.В., воспитатель.

Кузнецова О.Г.,

учитель

Вайбер-рассылка

«Безопасный Новый Год»

 

Январь

 

Вайбер-рассылка

«Родители! А чем занимается ваш ребенок?»

Симанович Е.В., воспитатель.

Кузнецова О.Г.,

учитель

«Вредные привычки у подростков»

 

Февраль

Вайбер-рассылка

«Административная ответственность несовершеннолетних».

«Уголовный кодекс  Республики Беларусь».

Симанович Е.В.,

воспитатель.

Кузнецова О.Г.,

учитель

 

Март

 

Вайбер-рассылка

«Советы родителям. Внушите своим детям 6 «нет»

Симанович Е.В.,

воспитатель.

Кузнецова О.Г.,

учитель

 

Март

Вайбер-рассылка

«Памятка о правилах безопасности во время весенних каникул»

Симанович Е.В.,

воспитатель.

Кузнецова О.Г.,

учитель

«Весенние каникулы»

 Апрель

 

Вайбер-рассылка

«Что такое жестокое обращение  с детьми?»

Симанович Е.В.,

 воспитатель.

 

 Апрель

Вайбер-рассылка

Памятка «Безопасного путешествия в сети!»

Симанович Е.В.,

воспитатель.

Кузнецова О.Г.,

учитель

«Защитим детей от вредной информации»

 

Апрель

Вайбер-рассылка

«Какие признаки в поведении ребенка, помогут понять о намерении совершить суицид?»

Симанович Е.В.,

воспитатель.

Кузнецова О.Г.,

учитель

 

Май

Вайбер-рассылка

«Уберечь ребенка от беды»

Симанович Е.В.,

воспитатель.

Кузнецова О.Г.,

учитель

«Памятка для родителей о безопасности детей в летний период»

свернуть
поделиться в:
Шрифт
Тема
Шрифт
Межбуквенное расстояние
Изображения